Можно ли применять физическое наказание детей по рукам, голове, лицу, попе, бить ремнем?

03/15/21

Градация физических наказаний

  • Психологическая разрядка. Представляет собой разовый шлепок или подзатыльник. Совершается обычно в моменты раздражения, спешки, усталости. В норме сам родитель считает это своей слабостью, хотя и довольно объяснимой. Никаких особых последствий для ребенка не влечет, если потом родитель его утешит и восстановит контакт.
  • Стереотипное действие. «Потому что так надо», «Потому что так делали мои родители» и тому подобное. Взрослые часто наказывают своих детей так, как в свое время их самих наказывали родители. В этом случае действует так называемый «негативный семейный сценарий».
  • Стремление передать свои чувства. Физическое наказание в этом случае — своего рода высказывание, акт коммуникации, последний довод. Сопровождается очень сильными чувствами родителя.
  • Спонтанная реакция на опасность. Это когда мы ведем себя, по сути, на уровне инстинкта в ситуации непосредственной угрозы жизни ребенка.
  • Неспособность взрослого переносить фрустрацию. В данном случае фрустрацией становится несоответствие поведения ребенка ожиданиям взрослого.
  • Месть. Не так часто, но тоже бывает. Последствия такого поведения печальны для ребенка: аутоагрессия и даже суицидальное поведение.
  • Попытка подчинить и обрести полный контроль. Цель — не наказание, не изменение поведения и даже не всегда получение удовольствия. Цель — именно сломать волю, сделать ребенка полностью управляемым.

Последствия физического насилия со стороны родителей

image

Как воспитывать без рукоприкладства

image

  • он не хочет этого делать;
  • не умеет делать это хорошо;
  • не имеет возможности это сделать.
История пользователя

—>

Своей историей поделилась наша читательница:

«На площадке один ребёнок разбил бровь другому. Мать обидчика ничего не сделала, даже ухом не повела. Как реагировать на ситуацию? Что делать?»

Ответ эксперта Екатерины Иштар

Мы попросили ответить на этот вопрос эксперта Екатерину Иштар. Она заведовала сетью детских центров и в течение 10 лет работала с детьми в возрасте от 1 до 7 лет:

Часто бывает так, что родители не могут справиться со своими детьми, не умеют с ними разговаривать, и пытаясь выглядеть перед другими родителями «нормальными» (а не кричащими или истеричными, какими они не хотят быть в глазах окружающих), они просто отмалчиваются. Если вы поняли, что перед вами именно такой родитель – берите ситуацию в свои руки:

  1. Первое, что нужно сделать – это оценить ущерб и помочь своему ребёнку. Успокойте и обнимите ребёнка, осмотрите последствия стычки, возьмите салфетки, которые нужны, чтобы обработать ранки.
  2. Второе – определите главную цель: вам нужно сделать так, чтобы обидчик извинился и больше так не делал.

Установите контакт с обидчиком

Без лишней агрессии, без повышения голоса, обратитесь к обидчику напрямую. Не к его маме, а именно к ребёнку.

Важно! Не трогайте чужого ребёнка руками – этим вы можете вызвать реакцию защиты мамы этого ребенка, и тогда ничего не получится.

Ваше обращение должно исходить из чувства помощи, а не из желания наказания, потому что реальной причины конфликта мы не знаем, и не знаем, кто у них виноват или «первый начал».

«Что вы тут делаете?»

Сначала попробуйте разобраться и задайте вопрос: «Что же вы тут делаете?» При этом обнимайте своего ребёнка, чтобы он чувствовал родительскую защиту. Помните, тон голоса не должен выдавать ваш страх или беспокойство.

Обычно на этом месте дети начинают жаловаться, никакой конкретики. Пропускаем мимо ушей.

– Спросите далее: «Как же ты смог его так сильно ударить? Ты, наверно, очень сильный?» Этим вопросом вы сможете восстановить потерю контроля у обидчика.

Если пошла кровь, конечно, любого ребёнка это испугает. Вы потихоньку обрабатываете ранку и продолжаете общаться.

– Говорите далее: «Раз в тебе столько силы, ты, наверное, уже очень большой?»

– Далее констатация факта: «Ты очень больно сделал Пете/Вове. Ты понимаешь это? Посмотри, какая ранка».

– Проявляем заботу и о чужом ребёнке: «А тебе не больно было так бить? Как ты думаешь, кому сейчас больнее?»

Разрешите конфликт

Далее по ситуации:

  1. Если ребёнок осознал, вы легко договоритесь о новых правилах дружбы.
  2. Если ребёнок не осознал или не показывает, что понимает, попробуйте ещё раз.

Дайте понять, что вы не враг ребёнку и предложите ему решение проблемы:

«В тебе столько силы, вон какие большие у тебя кулаки! Покажи мне свой кулак. Для чего же в тебе столько силы?»

«Ты, наверное, мог быть хорошим защитником или спасателем? Это очень сложная работа!»

«Давай посмотрим вокруг – ты был бы самым лучшим защитником! А ты как думаешь?»

–  «Ты мог бы, например защищать животных или заступаться за свою маму. Или даже защищать других детей! Давай будем направлять твою супер силу на защиту? Ведь не каждый обладает такой силой, как у тебя!»

После этого, если ребёнок адекватно соглашается с вашей игрой, он извинится, и вы установите новые правила.

Если не получилось достучаться до обидчика

Если чужой ребёнок остался безучастен к вашим словам и не проявляет понимания, возможно, вашего педагогического навыка не достаточно, чтобы помочь этому ребёнку осознать всю картину и сделать правильные выводы. Но вы попытались. И более того, в подобном диалоге вы можете выяснить очень многое об этом ребёнке и сделать для себя вывод, будете вы позволять им дружить дальше или нет.

После такого количества комплиментов чужому ребёнку обязательно найдите не менее важные слова для своего! Сначала много-много похвалите. После поговорите тет-а-тет о ситуации и только потом научите, как себя вести в другой раз, если подобное повторится.

Для лучшего понимания ситуации и методов решения подобных конфликтов среди детей, наш эксперт рекомендует родителям обратить внимание на книгу Фазера и Мазлиша «Как говорить, чтобы дети слушали, и как слушать, чтобы дети говорили».

3 Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

Читайте также История пользователя История из жизни – пример использования GPS трекера

Идею старшего сына вступить в кружок юного натуралиста мы всей семьей приняли на «УРА». Школьный…

История пользователя Сервис Где Мои Дети помог вернуть украденный детский смартфон

Всем знакома ситуация кражи сотового телефона. В России ежедневно воруют около 4 тыс. гаджетов. Согласно…

История пользователя «Муж мало времени уделяет детям»: как привлечь отца к занятиям с ребёнком?

Своей историей поделилась наша читательница: «Мой муж мало времени уделяет детям, почти с ними не…

Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Мобильное приложение «Где мои дети» Смотрите передвижения ребёнка на карте, слушайте что происходит вокруг, когда вас нет рядом. Отправляйте громкий сигнал, если ребёнок не слышит звонка от вас. Скачайте бесплатно приложение на iOS или Android Загрузить приложение

—>

  1. Главная
  2. Здоровье
  3. Болезни
  4. Болезни детей (педиатрия)

Медицинский эксперт статьи

Доктор Дорон РОЛЛ Педиатр A A A Алексей Портнов, медицинский редактор Последняя редакция: 11.04.2020 х

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Гиперкинезы у детей проявляются в бессознательных, то есть непредумышленных учащенных сокращениях или подергиваниях отдельных групп мышц, которые периодически повторяются и при определенных обстоятельствах могут значительно усиливаться. Данная неврологическая патология встречается у детей различных возрастных групп и чаще всего затрагивает мышцы лица и шеи.

Следует иметь в виду, что до сих пор возникает путаница в использовании термина «гиперкинез» в качестве синонима к понятию гиперактивность детей. Однако гиперактивность (hyperactivity) является проблемой психиатрической и в соответствии с МКБ-10 Всемирной организации здравоохранения отнесена к детским психическим и поведенческим расстройствам – СДВГ, синдрому дефицита внимания и гиперактивности (F90). К экстрапирамидным расстройствам, каковыми являются гиперкинезы у детей, данный психогенный синдром не имеет отношения.

[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9]

Код по МКБ-10

F90 Гиперкинетические расстройства

Причины гиперкинеза у детей

Ключевые причины гиперкинеза у детей аналогичны этиологии гиперкинезов у взрослых. Данная патология является следствием:

  • нарушения функций мотонейронных центров экстрапирамидной двигательной системы, расположенных в ретикулярной формации ствола головного мозга;
  • поражения глубинных нейронных ядер (базальных ганглиев) подкорки головного мозга и нарушений их координации со спинным мозгом;
  • поражений белого вещества мозга;
  • мозжечковой или спиномозжечковой атрофии;
  • расстройства латеральной двигательной системы ствола мозга, передающей импульсы от мотонейронов к мышечным нервным рецепторам;
  • дисбаланса синтеза ответственных за коммуникации между нервными клетками ЦНС нейротрансмиттеров: ацетилхолина, гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК), дофамина, серотонина, норадреналина и др.
  • повреждения миелиновой оболочки нервных волокон, приводящие к нарушению нейросинаптической передачи.

Эти процессы могут возникать из-за поражений сосудистой системы головного мозга или компрессионного воздействия на его отдельные структуры при родовых травмах, церебральной гипоксии или гемолитической желтухе новорожденных; внутриутробных патологий мозга (ДЦП, адренолейкодистрофии); воспалений при энцефалите или менингите; системных аутоиммунных патологий (ревматизма, системной красной волчанки, тромботической васкулопатии); черепно-мозговых травм; интоксикации, а также развития опухолей головного мозга.

Среди неизлечимых генетических мутаций, вызывающих гиперкинезы у детей, неврологи обращают внимание на проявляющийся в возрасте 4-10 лет синдром Шильдера-Аддисона детскую церебральную адренолейкодистрофию. Механизм развития этого заболевания связан с нарушением функций клеточных органелл пероксисом, которые перестают окислять токсичные для белого вещества мозга жирные кислоты с длинной цепью (VLCFA), а также прекращают синтезировать плазмоген основной фосфолипид миелина. И это вызывает глубокие нарушения нервных клеток не только головного, но и спинного мозга.

[10], [11], [12], [13], [14], [15], [16], [17], [18]

Симптомы гиперкинезов у детей

Основные клинические симптомы гиперкинезов у детей различаются в зависимости от типа аномалий мышечной моторики.

Для хореического гиперкинеза (хореи) характерны нерегулярные спонтанные быстрые сокращения-расслабления мускулатуры конечностей или мимических мышц лица, заставляющие быстро двигать кистями и предплечьями рук, глазами, ртом и даже носом – на фоне общего пониженного мышечного тонуса.

При ревматической хорее (хорее Сиденхема), которая является осложнением ревматического поражения оболочек и клапанов сердца, негативно влияющим на церебральные кровеносные сосуды, у детей (особенно часто у девочек) возникают различные непреднамеренные движения мышц лица (в виде гримас) и конечностей, нарушения глотания, мелкой моторики, а также эпизодические трудности при ходьбе и сохранении определенной позы.

Гиперкинез языка у детей – разновидность так называемой орофациальной дистонии, при которой эпизодически движутся мышцы языка и нижней части лица, и ребенок бессознательно выгибает и высовывает язык, как бы выталкивая его из полости рта. При этом временно нарушаются речь и глотание.

Признаками атетоидного гиперкинеза (атетоза) являются характерные бесконтрольно производимые изгибания фаланг пальцев, запястий рук, голеностопов, а также судорожные движения языка, шеи (спастическая кривошея) или торса (торсионный спазм). Нередко эти аритмичные скручивающие движения приводят к неестественным положениям тела. А в случае миоклонического гиперкинеза очень быстрые и резкие движения языка, лицевых мышц, шеи и всей головы сменяются фазой полного мышечного расслабления с элементами тремора.

Тикозный гиперкинез у детей

Тикозный гиперкинез у детей неврологи отмечают среди наиболее часто диагностируемых экстрапирамидных расстройств. При данном виде гиперкинеза наблюдаются повторяющиеся однотипные подергивания век, мигания, зажмуривание глаз, похожие на кривлянье искажения лица, повороты и наклоны головы в различных плоскостях, глотательные движения мышц гортани. Также могут быть фонические тики, когда движения сопровождаются различными непроизвольными звуками. Если ребенок волнуется, чем-то обеспокоен или напуган, движения могут учащаться. А при попытках сдержать приступ ребенок еще больше напрягается, что выливается в усиление гиперкинетической атаки.

Отдельно специалисты отмечают наследственную болезнь (синдром) Туретта; симптомы этой разновидности тикозного гиперкинеза чаще всего проявляются у детей 2-12 лет, у мальчиков почти вчетверо чаще, чем у девочек. Голова ребенка начинает дергаться в обе стороны, ребенок пожимает плечами, вытягивает шею, часто моргает (одним или обоими глазами) и открывает рот; при этом появляется вокализация: звуки типа фырканья, кашлянья, жужжания или мычания, а в очень редких случаях – повторение только что услышанного (эхолалия) или ругань (копролалия).

Несколько слов нужно сказать о невротических тиках у детей с ранее упомянутым синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Детские психоневрологи утверждают, что у таких детей тик движение условно рефлекторное, то есть возникает не из-за патоморфологических изменений и нарушений функций мозговых структур, а является психогенной неврастенической реакцией. Невротический тик начинается только в определенных обстоятельствах и, как правило, направлен на привлечение внимания к себе.

При своевременной психологической помощи ребенку и правильном поведении его родителей невротический тик может через определенное время пройти, а вот тикозные гиперкинезы у детей в большинстве остаются и при взрослении.

[19], [20], [21], [22], [23], [24]

Гиперкинезы у детей с ДЦП

Гиперкинезы у детей с ДЦП вследствие дисфункции регулирующих различные сокращения мускулатуры стволовых и подкорковых отделов мозга характерны для экстрапирамидной формы данного заболевания, на которую приходится до 25% всех клинических случаев.

Кроме проблем с координацией движений, удержанием тела в вертикальном положении и устойчивости в сидячем положении, у детей с таким диагнозом постоянно возникают различные непроизвольные движения конечностей, шеи и головы атетоидные, хореатетоидные, дистонические или атетоидно-дистонические гиперкинезы. Эти чаще или реже повторяющиеся движения могут быть медленными и аритмичными либо быстрыми и достаточно ритмичными, могут иметь вид сильных толчков, рывков и скручиваний.

Атетозы проявляют себя замедленными ритмичными и часто повторяющимися корчами, в том числе конвульсивными скрючиваниями кистей и стоп. При хореических моторных невропатиях движения рук и ног регулярные быстрые и порывистые. Дистонические гиперкинезы при ДЦП затрагивают в основном мышцы шеи и туловища, что выражается в различных искривленных позах.

По словам специалистов в области педиатрической неврологии, при детском церебральном параличе гиперкинезы мимической мускулатуры и мышц конечностей начинают проявляться в 1,5-2 года.

Диагностика гиперкинезов у детей

Дифференциальная диагностика гиперкинезов у детей должна исключить наличие у ребенка эпилепсии (с ее характерными судорожными приступами) и врожденной детской церебральной адренолейкодистрофии (синдрома Шильдера-Аддисона).

Обследование детей с гиперкинезами проводится с помощью:

  • биохимического исследования крови на содержание аминокислот, иммуноглобулинов, альфа-фетопротеина, длинноцепочечных жирных кислот (VLCFA);
  • электроэнцефалографии (ЭЭГ) головного мозга;
  • ультразвукового исследования (УЗИ) головного мозга;
  • электромиографии (исследования электропотенциала мышц и скорости прохождения к ним нервных импульсов);
  • компьютерной томографии (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) головного мозга.

Поскольку в большинстве случаев гиперкинезы у детей генетически обусловлены, то уточнить этиологию конкретного заболевания помогает анализ генов обоих родителей.

[25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34]

К кому обратиться?

Невропатолог Невролог Педиатр

Лечение гиперкинезов у детей

Лечение гиперкинезов у детей процесс длительный и сложный, поскольку на сегодняшний день причины их возникновения устранить невозможно.

В арсенале неврологии есть только фармакологические средства и физиотерапевтические методы для облегчения проявлений симптомов данных заболеваний, позволяющие значительно улучшить состояние больных детей.

Для улучшения кровообращения головного мозга и полноценного обеспечения кислородом клеток его тканей применяются витаминами В1, В6 и В12, а также такие препараты, как Пирацетам, Пантокальцин, Глицин.

Пирацетам (Ноотропил, Пиратропил, Церебрил, Циклоцетам и др.) в таблетках, в форме гранул для приготовления сиропа и раствора для приема внутрь. Этот ноотропный препарат способствует нормальной работе сосудистой системы головного мозга, а также повышает уровень веществ-нейромедиаторов ацетилхолина, дофамина и норадреналина. Стандартная дозировка для детей по 15-25 мг дважды в сутки (перед утренним и вечерним приемами пищи), допускается разбавлять водой или соком. Уточнение дозы и определение длительности применения осуществляется лечащим врачом в индивидуальном порядке.

Лекарственное средство Пантокальцин (кальциевая соль гопантеновой кислоты) снижает двигательную возбудимость и назначается детям старше трех лет по 0,25-0,5 г 3-4 раза в день (через полчаса после еды), курс лечения длится 1-4 месяца. Возможные побочные действия: ринит, конъюнктивит, высыпания на коже.

Улучшает метаболизм клеток головного мозга и успокаивающе действует на ЦНС препарат Глицин (Аминоуксусная кислота, Амитон, Гликозил) в таблетках по 0,1 для рассасывания под языком. Детям 2-3 трех лет рекомендовано давать по полтаблетки (0,05 г) дважды в сутки в течение 1-2 недель, детям старше трех лет – по целой таблетке. Затем разовая доза принимается однократно. Максимальная продолжительность приема месяц, повторный курс лечения может назначаться через 4 недели.

В медикаментозной терапии гиперкинезов при ДЦП неврологи применяют аналоги гамма-аминомасляной кислоты с противоконвульсивным эффектом. Это такие препараты, как Габапентин и Ацедипрол. Габапентин (Габантин, Габалепт, Нейронтин) рекомендован для детей старше 12 лет по одной капсуле (300 мг) три раза в сутки. Однако препарат может давать побочные действия: головокружения и головную боль, повышение артериального давления, тахикардию, нарушения сна.

Расслаблению мускулатуры способствует и Ацедипрол (Апилепсин, Диплексил, Конвулекс, Орфирил) в таблетках по 0,3 г и в виде сиропа. Его назначают из расчета 20-30 мг на килограмм массы тела в сутки. Побочные действия могут быть в виде тошноты, рвоты, поноса, боли в животе, а также кожных высыпаний.

Назначение миорелаксанта Баклофена (Баклосана) при гиперкинетических формах ДЦП у детей старше 12 лет направлено на стимулирование рецепторов ГАМК и снижение возбудимости нервных волокон. Препарат принимается внутрь по определенной схеме, вызывает множество побочных действий: от энуреза и отвращения к пище до угнетения дыхания и галлюцинаций.

Также может назначаться препарат Галантамин (Галантамина гидробромид, Нивалин), который активизирует передачу нервных импульсов путем стимулирования рецепторов ацетилхолина. Данное средство предназначено для подкожных инъекций и выпускается в виде 0,25-1% раствора.

При гиперкинезах детям полезны физиотерапия и лечебная физкультура, водные процедуры и массажи. В особо тяжелых случаях может быть проведено хирургическое вмешательство: деструктивная или нейромодулирующая операция на головном мозге.

Родителям необходимо знать, что профилактика гиперкинезов у детей на сегодняшний день не разработана, если не считать генетической консультации пред планируемой беременностью. А прогноз гиперкинезов у детей сводится к хроническому течению заболеваний, которые вызывают данный синдром. Тем не менее, у многих детей с течением времени ближе в 17-20 годам состояние может улучшиться, но эти патологии являются пожизненными.

Другие обсуждения в этом форуме

Смотрите также

Здоровье и иммунитет во время беременности

Как устроен иммунитет беременной женщины, как его укрепить, как обезопасить малыша от вирусов.

Здоровье Сон малыша

Как меняется количество сна ребенка по мере его взросления?

Здоровье Развитие речи у детей

Какие физические и психологические происходят в период развития речи у детей до трех лет?

Развитие Как ухаживать за новорожденным ребенком

Ежедневный уход за новорожденным ребенком в первый месяц жизни.

Здоровье Агуша — мамы проверят 19 Вопросы — ответы Консультации экспертов 14186 Agumoms 187 Обсуждение первого видео Обсуждение проверок Вопрос-ответ с экспертом Конкурс Обзор Агуши Акция «Одни плюсы от Агуша!» 1106 Вопрос — ответ по акции Обсуждение активностей на сайте 184 Новости Agulife Обсуждение промо-акций Вопросы по «Копилке» Отзывы и предложения по новому сайту Отзывы и предложения по сайту Конкурсы Агуша — 30 лет делаем детское питание 4 Агуша – покупаем выгодно 119 Беременность и роды 2324 Планирование Беременность 1 триместр Беременность 2 триместр Беременность 3 триместр Ведение беременности Роды Восстановление после родов Здоровье мамы и ребенка 197 Здоровье новорожденных Первый год Второй год Третий год После трех Зубки Кормление грудью Питание мамы и ребенка 1643 Диета беременных Питание для кормящих мам Первый прикорм Детское питание Детские рецепты Кулинарные достижения Развитие ребенка 15354 Первый год Второй год Третий год После трех лет Игры и игрушки Режим дня Возрастные кризисы Подготовка к детскому саду Дети и спорт Сделай сам Приучение к горшку Психология, семья, отношения 3058 Отношения в семье Женские дела Воспитание детей Бабушки и дедушки Общение ребенка с другими детьми Семья и общество Наш дом 10858 Полезные хитрости Увлечения и хобби Детские вещи Наши дети — наше вдохновение! 1141 Станьте нашим экспертом 102 Здоровье Развитие Питание Отношения Другое Имеем право 982 Путешествия с детьми 257 Мамы проверяют 118 Песочница 13325 Содержание

Очень часто маленькие дети бьют своих родителей (чаще всего маму, поскольку она всегда рядом). И происходит это по самым разным причинам, которые чаще всего объясняются возрастными изменениями.

image Я злая!

Стоит отметить, что малыши зачастую копируют поведение взрослых, в точности повторяя их модель поведения. Поэтому если ребенок бьет маму или папу, нужно обратить внимание на себя, в первую очередь. Если в доме присутствует насилие по отношению друг к другу, то не станет удивительным и то, что малыш будет копировать данную модель взаимоотношений.

Так же стоит обратить внимание на то, какие фильмы и ролики просматриваются при ребенке. Видео, как мама бьет ребенка, видео, как взрослые дерутся между собой, даже если все это показано в контексте какого-то фильма (драма или боевик), могут стать причиной развития немотивированной агрессии, свести на нет которую достаточно проблематично без помощи детских психологов.

Младенчество

image На агрессию не следует отвечать агрессией.

Чаще всего ребенок бьет маму по лицу, будучи еще младенцем. В этот период времени малыш еще не осознает того, что он делает, и похлопывания по щекам, пусть и болезненные для матери, воспринимаются им как игра.

Очень важно с первых месяцев жизни показать ребенку, что допустимо, а что является ненормальным и неправильным. И удары по лицу родителю – это не норма. Когда младенец хлопает маму по лицу, нужно достаточно строгим тоном сказать ему о том, что это неправильно и нехорошо. Несмотря на то, что малыши до года не могут четко излагать свои мысли словами, родительскую интонацию они понимают очень хорошо.

Детские психологи отмечают, что после первого удара по лицу, в ответ на который последовало словесное недовольство матери или отца, ребенок наносит второй удар для того, чтобы понять, что же именно вызвало негатив. В этот момент важно перехватить ладошку или кулачок малыша, прижав к лицу, погладив детской ручкой свою щеку. Дополнить этот тактильный опыт можно словами с объяснениями, как хорошо, а как – нельзя.

У ребенка такая модель четко отложится в сознании, поэтому, чем он будет старше, тем проще будет контролировать и преобразовывать его агрессию. Естественно, родителям младенца тоже стоит себя контролировать! Многие мамы от переизбытка чувств норовят прикусить или ущипнуть малыша. Такая модель тоже откладывается в памяти и сознании, что может привести не к самым приятным последствиям в дальнейшем.

От года до двух

imageВ этот период времени малыши уже достаточно хорошо воспринимают не только интонацию, но и смысл того, что им говорят родители. К сожалению, контролировать свои эмоции и агрессию дети еще пока не умеют, поэтому и выражают их всеми доступными способами. В том числе и дракой.

Годовалый ребенок бьет маму по лицу не для того, чтобы сделать ей больно или неприятно, а просто потому, что еще не знает, как по-другому выразить свои эмоции. И в этот момент важно показать и сказать о том, что драки – это плохо, что так делать нельзя. При этом донести мысль до ребенка можно разными способами: снять его с рук, заплакать, изменить интонацию голоса на более угрожающую.

Определенно нельзя бить в ответ малыша, пусть даже и не сильно. Во-первых, драться нельзя! Именно этому нужно научить ребенка, а на своем (взрослом) примере это сделать проще всего. Во-вторых, всегда есть риск напугать слишком впечатлительного малыша, после чего его нервная система может дать «сбой».

Воспитатели ясельных групп настоятельно рекомендуют в качестве наглядной демонстрации «что такое плохо и нельзя» использовать наказание «углом». Малыша ставят в угол, объясняя, за что именно он наказан. И в случае с дракой, когда ребенок (1,5 года) бьет маму, это будет самым «полезным» наказанием. Пусть малыши не слишком усидчивы и удержать их в углу достаточно сложно, такой метод весьма действенный.

imageОчень часто двухлетний ребенок бьет маму, когда психует, нервничает и чем-то недоволен. В этот период времени психологи рекомендуют разговаривать спокойным тоном так, чтобы до малыша дошла главная мысль – так поступать плохо. Если ребенок ударил по лицу, рукам, животу, нужно обязательно указать ему на то, что маме или папе от этого больно и неприятно, а затем детской ручкой погладить место удара. Со временем такая тактика приведет к тому, что малыш вместо агрессии будет выражать по отношению к родителям ласку.

Нередко ребенок в 2 года бьет маму или папу из-за избытка энергии. В этом случае нужно правильно распланировать его день, где достаточное время будет отведено под активные и подвижные игры. Особенно это касается неусидчивых и гиперактивных малышей, которые не могут долго сидеть на одном месте. Помимо этого нужно отводить достаточно времени для спокойных игр и дел, которые будут вырабатывать прилежность.

От трех до пяти

imageМалыши, которые посещают детский сад, часто сталкиваются с внутренними детскими конфликтами. И многие малыши решают свои детские и по их меркам серьезные проблемы при помощи драки и рукоприкладства.

Дома такая линия поведения сохраняется, когда ребенок не может получить желаемое или в приступе агрессии и злости. Если ребенок в 3 года бьет маму со злости, то стоит перенаправить такую негативную энергию во что-то более мирное и полезное. Например, приобрести игрушечную боксерскую грушу и перчатки, показав малышу, что на ней (груше) можно вымещать свою злость, а на маме и папе – нельзя. Такой метод действенен и на девочках, и на мальчиках. Вымещение энергии и агрессии на неодушевленном предмете, который предназначен для ударов, действительно приводит к тому, что драчуны все реже пускают в ход кулаки на людях.

Если ребенок в 4 года бьет маму или папу в случаях, когда не может получить желаемое, то стоит обязательно наказать малыша. Не дать сдачи или пропустить такое поведение, а наказать – обидеться и перестать разговаривать, поставить в угол или забрать любимую игрушку на некоторое оговоренное время (например, пока ребенок не осознает, в чем он не прав, и пока он за это не извинится).

Ребенок (5 лет), который бьет маму или папу, чаще всего требует внимания к своей персоне. И это внимание ему стоит уделить – сначала диалогом о том, почему он позволяет себе драться с родителями. Познав причину такого поведения из уст самого малыша, проще подобрать к нему подход, сведя на нет такие приступы рукоприкладства.

Младшие школьники

imageОчень часто родители не могут понять, почему ребенок бьет маму или папу. И если в дошкольном возрасте – это чаще всего проявление эмоций, которые не всегда дети могут выразить словами, то младшие школьники дерутся вполне осознанно. Основная причина – злость или агрессия, сформированные какими-то родительскими запретами.

Если ребенок в 11 лет бьет маму, то такое поведение нельзя спускать ему с рук. Что делать в этом случае? Прежде всего, провести воспитательную беседу в режиме диалога, чтобы понять, чем именно ребенок не доволен, чем обосновано его поведение. После этого обязательно нужно наказать в мягкой форме бесконтактного «насилия» (убрать любимую книжку, журнал или игрушку).

Особенно активных детей-драчунов обязательно стоит записать на спортивные секции, где они будут выплескивать свою агрессию, лишнюю энергию и заменять бушующие гормоны обычной физической усталостью. Лучше всего драчунам подходят: плаванье, бег, подвижные игры (футбол, баскетбол, волейбол и прочие).

Похожие статьи

image 19 пунктов самовоспитания у ребенка image 7 ошибок воспитания, которые мешают детям добиваться успеха 9 принципов воспитания лидерских качеств 75 ярких детских воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку

Оцените статью
Рейтинг автора
4,8
Материал подготовила
Марина Сегида
Врач-терапевт. Стаж: более 7 лет. Принимает в клинической больнице РЖД-медицина
Дорожная клиническая больница ОАО РЖД
А как считаете Вы?
Напишите в комментариях, что вы думаете – согласны
ли со статьей или есть что добавить?
Добавить комментарий